Добро пожаловать в блог. Уверенна, что каждый сможет найти что-то интересненькое!

Русский язык

  4 класс

 

Тема.Однородные члены предложения. Прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи
  • Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.


  • Прямая речь перед словами автора
    Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.
  •  
     

                                             Проверь себя

    1. Выбери правильный ответ. Однородные члены предложения относятся…
    □ к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос;
    □ к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;
    □ к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

    2. Выбери правильный ответ. Однородные члены предложения связаны:
    □ запятыми;
    □ только интонацией перечисления;
    □ интонацией перечисления или союзами и, а, но;
    □ только союзами и, а, но.

    3. Среди данных предложений, найди предложения с однородными членами:
    □ Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.
    □ Совы днем спят, а ночью охотятся.
    □ Ветер весело шумит, судно весело бежит.
    □ Кожа защищает организм от жары, от холода и от микробов.

    4. Составь схемы предложений с однородными членами:
      В лесу шумит, завывает ветер, гонит опавшие листья. _____________________________
      Не страшны носорогу колючки и шипы, сучья и пни. _____________________________

    5. Отметь верную концовку правила: Между однородными членами предложения…
    □ запятая не ставится, если они связаны союзом и;
    □ запятая ставится, если они связаны союзом и;
    □ перед союзами а, но запятая ставится;
    □ перед союзами а, но запятая не ставится.

    6. Вставь на месте пропуска нужный по смыслу союз (и, а, но)
    Ночь уже стоит над озером ____ смотрит в его тёмную воду.
    Дождь прошёл ____ землю не промочил.
    Над полем туман уже рассеялся _____ в овраге ещё лежал.

    7. Отметь предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая:
    □ Зимой земля отдыхает __ а весной расцветает.
    □ Белка запасает на зиму грибы __ и орехи.
    □ Мы побывали в музее __ театре __ на выставке.
    □ Поднялся сильный ветер __ но не разогнал туч.

    8. Вставь пропущенные запятые, подчеркни однородные члены предложения:
    Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки с громом промчался по небу. Хочется побродить по лесам походить по полям послушать звонкие песни жаворонка.


    9. Расставьте знаки препинания  и составь схемы предложений
    1) Вот   жадина    изумилась    сестра.___________________________
    2) Спасибо
       Павлуша    сказала    я._________________________________
    3) Отец
       успокоил   ты   спи.______________________________________
    4) Ты
       с   людьми    плохо    обращаешься    твёрдо   сказал   Данил._________________________
    5) Стой
       окрикнул    Пётр.__________________________________________________________

     

     Тема.Текст


    Задание
    Определи вид текста
      1.  Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
      2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
      3.  На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
      4.  Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
      5.  Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
    6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
      7. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.  Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
     

    3 класс

    Тема.Имя существительное.



    Завдання 1.
    Данные глаголы изменить по образцу.


    Глаголы: сеять, посеять, видеть, увидеть, слышать, услышать, смотреть, посмотреть.
    Задание 2. Прочитайте. Спишите. Определите время выделенных глаголов.
    Стоит у дороги старый-престарый тополь. Зимой тревожно шумят его голые ветви. Весной покрывается тополь зелёной листвой.
    - Скажи, дедушка, сколько лет нашему тополю? Кто его посадил?
    - Хороший человек этот тополь посадил. Мальчишкой я играл под ним, твоя мама с подружками венки плела, теперь и ты играешь в его тени.  


     Тема.Имя существительное.




    Погдотовься к контрольной работе

    Проверочная работа по русскому языку по теме «Имя существительное».   
    Фамилия имя ______________________________________________________ 
    1. Закончи правило:       Имя существительное – это _______________________,  которая  обозначает ______________  и отвечает на вопросы _______________.

    2. Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные. 
    Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька. 
    Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки. 
    ____________________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________

    3. Определи и поставь в скобках  род имён существительных:
    Адрес (         р), аллея (       р), болото (       р), змея (         р), метро(         р),
     сирень(         р), язык(         р),  яблоко (         р),  север(       р), арбузы(        р),
    яблони(         р),  окна(           р).

    4.  Определи и поставь в скобках  число имён существительных:
     Ножницы, колесо, ворота, сани, столб, сердца, корабли, очки, дерево, листья.

    5. Запишите предложения. Сверху укажите род и число существительных.
    Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири. 
    ____________________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________

    6. Просклоняй существительные: беседка, поле
    Именительный падеж, кто?, что?


    Родительный падеж, кого?, чего?


    Дательный падеж, кому?, чему?


    Винительный падеж, кого?, что?


    Творительный падеж, кем?,чем?


    Предложный падеж, о ком?, о чём?


     
    6. Выполни разбор  имён существительных.
    Образец: сорока – сущ., (кто?), нариц., одуш., ж.р., ед.ч.
    Брюки- _______________________________________________________________,

    Алексей- _____________________________________________________________.


    Тема. Непроизносимые согласные в корне слова

    http://www.intelkot.ru/upload/15538.jpg 

    http://promotionjob.ru/wp-content/uploads/media/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-2-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/image1.jpeg 

    Выполни задание!

    1*.Спиши слова, вставь буквы, подбери проверочные слова.
    * на отдельном листике  

    грус…ный -
    звёз…ный -
    кос…ный -
    здра…ствуй -
    прекрас…но -
    доблес…ный -
    чу…ство -
    чудес…но -
    ус…ный -
    ужас…ный -
    лес…ница -
    поз…но -
    опас…но -
    окрес…ности -
    со…нце -
    парус…ный -
    счас…ливый -
    соглас…ный -
    месс…ность -
    праз…ник -
    вкус…но -
    свис…нул -
    тес…ный -
    сер…це -
    извес…ный -
    прес…ный -
    прелес…ный -
    ярос…ный -
    небес…ный
    чес…ный -

    Попробуйте пройти тест!

     

    Подготовься к контрольному диктанту.

    Несколько советов для того, чтобы правильно писать диктант:
    1. Не отвлекайся во время диктанта. Убери все лишнее со стола, выключи телефон, чтобы ничего не беспокоило. 90% всех ошибок в диктантах допускают по невнимательности, а не по тому, что ты что-то не знаешь или забыл.
    2. Слушая текст в первый раз, вслушивайся в слова, возможно,какие-то из них тебе непонятны.Спроси о них (как пишутся, что означают). Первое впечатление о тексте закладывается в голове лучше всего и это тебе поможет.
    3. Когда ты слышишь текст, ты автоматически должен себе представить, как он пишется.
    4. Когда тебе дают время на проверку, попробуй при проверке читать текст, как будто он не принадлежит тебе, и как будто ты его в первый раз читаешь, и если ничего не привлекает твое внимание и не заставляет задуматься, смело сдавай свою работу.
    Следуя этим советам, ты хорошо напишишь диктант по русскому языку. 
    Удачи в написании диктанта и отличных оценок! 
    А пока есть время потренируйся  ещё разок!

     Вспомни, тему прошлого урока! Задание будут на контрольном диктанте!

    • Синонимы и антонимы
    Синонимы - слова одинаковые или близкие по значению, например:
    спешить-торопиться  холодная-морозная
    встреча - свидание    вьюга -метель

    Антонимы  - слова с противоположным значением, например:
    день -ночь          белый - черный
    весёлый - грустный   ум - глупость



    Задание. Выпиши синонимы - существительные  парами.
       Армия, ливень, буря, аромат, правда, еда, войско, жара, ураган, огонь, запах, зной, корабль, пламя, судно, пища, истина, дождь.

    Задание. Подбери к данным словам синонимы.

    Друг -
    доктор -
     сила -
    неправда -
    родник-

    Задание. Подбери к данным  словам антонимы.


    Друг -
    знакомый-
    радость-
    захлопнуть-

    Подготовься к контрольной работе по теме "Предложение".

    Вариант тренировочной работы 

    1.Выбери верное утверждение:
    а) если в предложении о чём–либо сообщается, то в конце предложения ставится восклицательный знак;
    б) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце его ставится точка;
    в) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится вопросительный знак.

    2.Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют), называется…
    O побудительное                  
    O вопросительное         
    O повествовательное

    3. Предложение, в котором о чём-то спрашивают, называется…
    O повествовательное             
    O вопросительное         
    O побудительное    

    4. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется…
    O вопросительное                 
    O повествовательное          
    O побудительное     

    5. Укажи повествовательное предложение.
    O В магазине большой выбор детской обуви.
    O Берегите леса!
    O Придумай историю о путешествии на другую планету.
    O Что нового вы узнали на уроке?

    6. Укажи вопросительное предложение.
    O В магазине большой выбор детской обуви.
    O Берегите леса!
    O Придумай историю о путешествии на другую планету.
    O Что нового вы узнали на уроке?

    7. Укажи побудительное предложение.
    O В магазине большой выбор детской обуви.
    O Берегите леса!
    O Придумай историю о путешествии на другую планету.
    O Что нового вы узнали на уроке?

    8. Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется ...
    O невосклицательное
    O восклицательное   

     9. Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства, называется…
    O невосклицательное
    O восклицательное       
           
    10. Укажи невосклицательное предложение.
    O Как хорошо в родном краю!
    O Ура, мы едем на дачу!
    O Мы будем вечером разжигать костёр?
    O Чудесная пора, чудесные просторы!

    11. Укажи только словосочетания из данного предложения
    Весной на тополе распустились клейкие листочки.
    А). Распустились листочки
    Б). Распустились на тополе
    В). Распустились весной
    Г). Клейкие листочки

    12. Найди и обозначь сложное предложение. Подчеркни в нем грамматическую основу.
    а)  Маша читает Наде стихи и поет песни.
    б)  Кот с удивлением взглянул на меня.
    в)  Наступил рассвет, и на траве засверкали капли росы

    13. Прочитай предложение. Дополни его второстепенными членами.
    Рос дуб.

    14. Составь предложение, которое соответствует данная схема:

    какая? __________  где?


    15.Сделай полный разбор предложения.
    Расцвели душистые кувшинчики ландыша.

    Успехов на контрольной!

                                                                                   

    Тема. Главные и второстепенные члены предложения.

    Прежде, чем перейти к выполнение задания, просмотрите видео, вспомните материал, пройденный на уроке.

     

    Потренируйся!

    1.Определите главные члены предложения, а над второстепенными поставьте вопросы (как это делали в классе).

    1. Яркое, солнечное утро разбудило ребят.

    2. Коровы лежали в густой траве.

    3. Светлана гуляла между домами. 

    4. Дети во дворе играли в футбол.

    5. Танюша пришла домой с золотым венком на голове. 

    6. Бабушка ходит в лес за грибами.

       

    2.Как изменить письмо, чтобы Джек правильно представил себе золотую осень?(Дополнить предложения второстепенными членами) Сможете ли вы сделать это?

    Здравствуй, Джек!
         Наступила _____________осень. Птицы улетают_________. Солнце светит ___________ . Моросит __________дождь.Листья____________падают_____________. Трава пожелтела. Листва шуршит____________. Вода __________потемнела.
    Твой друг __________.
     

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий